nmkravchenko (nmkravchenko) wrote,
nmkravchenko
nmkravchenko

Category:

Два медведя в одной берлоге

 




Когда так говорят, - подразумевают, что не могут ужиться вместе люди одной профессии, схожего темперамента, особенно, когда оба - лидеры или творцы. Пастернак в ответ на шутливый совет жениться на Цветаевой с содроганием говорил: "Не дай Бог. Марина - это же концентрат женских истерик". И это при всём их запредельном понимании душевных глубин друг друга, многолетней переписке на самой высокой ноте. Марина была влюблена в Пастернака, он единственный, кто соответствовал масштабу её личности, градусу её чувств и страстей.

В мире, где всяк сгорблен и взмылен,
знаю, один мне равносилен.
В мире, где столь многого хощем,
знаю, один мне равномощен.
В мире, где всё - плесень и плющ,
знаю, один ты равносущ
мне.

В письме Черновой-Колбасиной Цветаева пишет: "Мне нужен Пастернак - Борис - на несколько вечерних вечеров - и на всю вечность. Если меня это минует - то жизнь и призвание - всё впустую". Но в этом же письме отрезвлённо сознаёт: "Наверное, минует. Жить я бы с ним всё равно не сумела, потому что слишком люблю". И когда Пастернак несколько лукаво спрашивает у неё в письме, когда ему к ней приехать, сейчас или через год (когда любят - не спрашивают!), Цветаева великодушно отпускает его. (Знает - всё равно бы не приехал).
Из письма Пастернака Цветаевой: "Не старайся понять. Я не могу писать тебе, и ты мне не пиши... Успокойся, моя безмерно любимая, я тебя люблю совершенно безумно... Я тебе не могу рассказать, зачем так и почему. Но так надо".
Из письма Цветаевой Пастернаку: "Уходя со станции, садясь в поезд - я просто расставалась: здраво и трезво. Вас я в свою жизнь не брала".
Кого же взяли они с собой, в свою реальную жизнь, эти гениальные люди? Марина - Сергея Эфрона, неудавшегося писателя, актёра массовок, дилетанта во всех областях жизни, великодушно умевшего прощать все её влюблённости и измены. Пастернак - Зинаиду Нейгауз, красавицу, которая "прекрасна без извилин". (Ахматова охарактеризовала её более жёстко: "Зина - дракон на восьми лапах, грубая, плоская, воплощённое антиискусство".) Что же это, слепота, ослеплённость плотью и статью ("красавица моя, вся стать, вся суть твоя мне по сердцу")? Или инстинкт поэтического выживания, творческого самосохранения?...
Подробнее об этом - в моём эссе "Два медведя в одной берлоге": http://www.stihi.ru/2010/05/23/4726
Tags: А.Кушнер, Г.Иванов, Гончарова, Е.Невзглядова, И.Елагин, И.Одоевцева, Ольга Анстей, Пастернак, Пушкин, Цветаева
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments