nmkravchenko (nmkravchenko) wrote,
nmkravchenko
nmkravchenko

Category:

Полнота понимания или идолопоклонство?


 
 
 
 
 
 
Моё эссе «На что мне мне люди?, опубликованное в более раннем посте, вызвало острую дискуссию по поводу высказанных там мыслей. http://nmkravchenko.livejournal.com/12253.html
Особенно задело оно поэта и переводчика Г. Кружкова, суть разногласий с которым я сформулировала в заголовке. Предлагаю вашему вниманию эту полемику и приглашаю принять в ней участие.

 

1 Авг, 2011

Наталья Максимовна,
я думаю, тут дело тоньше. Я имею в виду случай Бродского, а также Георгия И. и Пастернака. Любовь бывает разная и не всегда - благостно однородная. "Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья" с хрестоматией, надеюсь, вы не станете спорить. В словах Бродского о "лести неизменно кому", мне кажется, тоска о гордом и благородном человеке. Укор нашему повседненому пресмыканию.
Впрочем, не льщусь вас переубеждать и не претендую на то, что в моем мнения вся правда. Ваш пафос я тоже понимаю. Просто захотелось вставить реплику.

                                                                                Ю.М. Кружков

nmkravchenko
2 авг, 2011

Спасибо, Григорий Михайлович, за внимание к моей заметке. Мне неловко, да и не хочется спорить с Вами, хотя в принципе переубедить меня можно)), но в Ваших словах мне видится некоторая натяжка. Бродский был надменным человеком, демонстративно не скрывая этого, и не "тоска о гордом и благородном человеке" явственно слышится в тех его строчках, а презрение к "быдлу", которому он противопоставлял свою модель поведения: "будь независим" и т.д. Да и Г. Иванов высказался вполне однозначно. Зачем додумывать за них то, чего они не говорили? Что же касается хрестоматийного стихотворения Некрасова, то он говорил о любви к Родине, которой не бывает без слова правды, о том, что истинная любовь к народу не может быть равнодушной к его порокам. Какое отношение это поистине кровью сердца написанное стихотворение (Некрасов откликнулся им на смерть Гоголя, но ещё больше говорил в нём о себе и своей судьбе) имеет к снобистски-пренебрежительным, хладнокровно констатирующим своё отношение к серой людской массе строчкам эстета Г.Иванова и циника Бродского? Я их ни в коей мере не осуждаю, просто пытаюсь до конца понять. Именно потому, что они для меня не хрестоматийные идолы, которых равнодушно "проходят" в школе, а живые и близкие люди. Да и Ходасевич в "Некрополе" писал, что наши великие не нуждаются в наших оправданиях и приукрашивании, они требуют от нас гораздо более трудного: полноты понимания.

5 авг, 2011
Да, Наталья Максимовна, именно полноты понимания, Ходасевич прав. Поэтому я и говорю: чтобы лучше понять, надо взять все стихотворение "Натюрморт", состоящее из многих разделов и попытаться понять его в целом. Включая вот эти 9 строк: "Мать говорит Христу..." Вспоминаю, как я спросил своих студенток, может ли кто-нибудь прочесть наизусть одно стих-ие Бродского, и одна из них (простые, совсем не литературные девочки) прочла именно это, кончающееся: "... Сын или Бог, я твой". Странно слышать от вас пассаж о высокомерии и презрении к "быдлу". Нужны быть глухим и слепым, чтобы так понять. И Лермонтов, по-вашему, тоже циник из-за того, что он смел бросить в глаза современникам "железный стих, облитый горечью и злостью"? Вы, может быть, верите, только когда рвут на себе рубашку, доказывая любовь к Родине. Но прав был Толстой, заметивший однажды, что люди, уверяющие в любви к человечеству и нравственности, очень часто оказываются лицемерами, а вот те, кто признается в себялюбии, не менее часто способны к поведению во всех смыслах жертвенному.
PS/ Кстати, о любви к родине (patria). Ее культивировал языческий Рим, а Христос нигде и никогда о любви к родине не говорил - только о любви к человеку.

                                                                               Ю.М. Кружков

nmkravchenko,
2 авг, 2011

Григорий Михайлович, к сожалению вынуждена вернуть Вам Ваш упрёк в «глухоте и слепоте», так как Вы безбожно подменяете понятия и переворачиваете с ног на голову всё, что я говорила. Тут односложным ответом не обойдёшься и придётся разбираться по порядку. Давайте всё-таки будем логичны и последовательны.
Во-первых, о стихотворении «Натюрморт». Я не ставила в своём эссе целью разбор всех глав этого стихотворения, а взяла те строчки, что красноречиво характеризуют сущность отношения Бродского к серой людской массе, противопоставлявшего ей «вещи», которые ему «приятней». Разве это не цинизм? Не надо примитивизировать моё отношение к его поэзии и личности, оно достаточно многогранно (вот фрагмент интервью на ТВ, которое я давала перед своей лекцией о Бродском - http://www.youtube.com/watch?v=3eNCwSknvT4&feature=player_embedded, а вот сама лекция в аудиоформате - http://rutube.ru/tracks/4151017.html?v=1f95967e34fa08ac7252e2408bdb89f2&&bmstart=1672), но ведь мы в данном случае говорим именно об этом аспекте. О высокомерии Бродского пишет А.Кушнер: «Где-то в середине 80-х или несколько раньше у него появилась интонация равнодушия и заведомого отрицания всех ценностей... Жизнь — абсурд, насмешка, издевательство над смыслом: ничто не стоит слёз, никто не стоит любви...Сотни поэтов переняли презрительно-высокомерную интонацию некоторых поздних  его стихов...» (А.Кушнер. «Здесь, на земле...», в кн. Л.Лосева и П.Вайля «Труды и дни»). Пишет Людмила Штерн,  знавшая его с юности и многие другие. То, что в поэзии Бродского много бытового цинизма, тоже не моё открытие. Избавляя поэзию от излишнего пафоса и сбивая её с котурнов, он нередко чувства подменяет надменной иронической маской, лиризм блокирует скепсисом и сарказмом: «Служенье муз чего-то там не терпит», «Как дай Вам Бог другими — но не даст!», «кладу на мысль о камуфляже», «жлоблюсь о Господе», «зачем вся дева, раз есть колено» и пр. 

Кстати, Бродский не был религиозным человеком в настоящем смысле этого слова, он не был крещён, ни разу не посетил Израиль, Иерусалим, с Господом Богом у него были свои интимные сложные отношения. (Кушнер писал: «Я вспомнил строку Пастернака, обращённую к Богу: «Ты больше, чем просишь, даёшь», и он молниеносно, с усмешкой, поправил: «Ты меньше...»)  К чему Вы приводите мне заключительные строки стихотворения Бродского «Мать говорит Христу...», не поняла. Укорить меня, что я его не дочитала? Что сделала акцент не на них? Но ведь я же не о религиозности Бродского писала. И здесь, кстати, он пишет не о себе, а о Христе: «Сын или Бог, я твой».
Творчество Бродского — это микрокосм, где причудливо уживается всё: Бог и чёрт, вера и атеизм, целомудрие и цинизм. А Вы как раз «полноту понимания», к которой призывал Ходасевич, подменяете общими затёртыми схемами, демагогическими фразами, лакировочными формулировками и ярлыками.
В предыдущем ответе Вы ни с того ни с сего приводите стихи Некрасова, которые совершенно о другом (он пишет о подлинной нелицемерной любви к Родине, а я отмечала в стихах Г. Иванова и Бродского их высокомерно-пренебрежительное отношение к людям, что называется «без шестых чувств», тут можно вспомнить и пушкинское «Подите прочь! Какое дело поэту мирному до вас», и того же Ходасевича; «...и твёрдо знаю, что народу моих творений не понять»). Я писала об этом не с целью осудить и заклеймить, как Вы почему-то решили, а пытаясь понять и исследовать этот сложнейший вопрос: поэт и толпа, автор и читатель, возможность понимания и невозможность этого в принципе. Я размышляла на эту тему и в своём предыдущем посте «Ждите ответа»: http://nmkravchenko.livejournal.com/8691.html.
У меня такое ощущение, что Вас не суть проблемы занимает, а возмущает сам факт моей попытки увидеть поэтов без котурнов и хрестоматийного глянца, и Вы всячески стараетесь поставить меня «на место», так и слышится между строк: «да, собственно, кто ты такая, чтоб «сметь своё суждение иметь»?  
Так же непонятно, для чего во втором ответе Вы ссылаетесь на Лермонтова и Толстого. Это опять подмена понятий и упрёки в том, чего у меня нет и в помине. «И Лермонтов, по-вашему, тоже циник, из-за того, что смел бросить в лицо современников...» Повторяю, в эссе не идёт речь о любви к Родине, и Лермонтов бросал свой «стих, облитый горечью и злостью», в лицо светскому обществу, представителям власти, «толпою жадною стоящею у трона...», тем, на кого он призывал кары Господни, а не толпе  современников, даже неловко напоминать такие азбучные вещи. Лермонтов - романтик, циником, как Бродского, его не назовёшь, хотя сарказма и желчи у него тоже много.
А к чему Вы приводите фразу Толстого,  заметившего однажды, «что люди, уверяющие в любви к человечеству и нравственности, очень часто оказываются лицемерами, а вот те, кто признается в себялюбии, не менее часто способны к поведению во всех смыслах жертвенному». Ну да, часто бывает и такое, но мы же говорим о конкретном случае, о конкретном тексте. Какие примеры из жизни и поведения Бродского и Г.Иванова Вы можете привести, которые свидетельствуют об их «жертвенном поведении» и противоречат их собственным словам о себе? Не можете опровергнуть? Зачем тогда эти цитаты ни к селу ни к городу?  
«Кстати, о любви к родине (patria). Её культивировал языческий Рим, а Христос нигде и никогда о любви к родине не говорил - только о любви к человеку». Но это Христос. А я пишу об Иванове и Бродском. Всё это попахивает демагогией.  
Ну, и последнее. "Вы, может быть, верите, только когда рвут на себе рубашку, доказывая любовь к Родине».  
Опять попытка примитивизировать мои слова и мысли и приписать то, о чём не было речи в эссе. Своим обвинением в русофильстве Вы, что называется, попали пальцем в небо. Я всю жизнь борюсь с подобными квасными патриотами и понимаю любовь к Родине так, как понимали её Чаадаев, Лермонтов, Волошин, Галич. Об этом писала во многих статьях и памфлетах. Вот ссылки:
http://natalia-cravchenko2010.narod2.ru/pamfleti/na_prostorah_russkogo_voprosa.pdf
http://natalia-cravchenko2010.narod2.ru/pamfleti/Pamflety_2/Rusofreniya.pdf
http://natalia-cravchenko2010.narod2.ru/pamfleti/Pamflety/Rusofobiya.pdf

Не знаю убедила ли Вас на этот раз, но во всяком случае сделала для этого всё возможное.

Tags: Бродский, Г.Иванов, Кушнер, автор и читатель, поэт и толпа
Subscribe

  • С Днём рожденья, брат!

    Сегодня — день рождения моего младшего брата Стаса. _ Матери у нас разные, а отец один. Такие братья и сёстры считаются…

  • Часовые любви

    Всё это было, было, было. Свершился дней круговорот. Какая ложь, какая сила тебя, прошедшее, вернёт? А.Блок Под балконом…

  • Бабушка

    Завтра, 24 апреля, день рождения моей бабушки. Её уже давно нет со мной. Когда-то я написала о ней этот рассказ. Читать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • С Днём рожденья, брат!

    Сегодня — день рождения моего младшего брата Стаса. _ Матери у нас разные, а отец один. Такие братья и сёстры считаются…

  • Часовые любви

    Всё это было, было, было. Свершился дней круговорот. Какая ложь, какая сила тебя, прошедшее, вернёт? А.Блок Под балконом…

  • Бабушка

    Завтра, 24 апреля, день рождения моей бабушки. Её уже давно нет со мной. Когда-то я написала о ней этот рассказ. Читать…