9 мая 2011
Сегодня,
помимо нашего всеобщего праздника, Дня
Победы, и
праздник литературный - день
рождения Булата Окуджавы.
Булат
Окуджава очень много значил для людей
нескольких
поколений. Он привнёс в нашу
жизнь тихую мелодию добра и
человеческого
достоинства, полузабытого рыцарства
по
отношению к женщине. Когда-то он
ошеломил Москву тем, что
вышел к слушателю
один: без хора и оркестра. И был почти
полвека воплощением личной ответственности,
личного
мнения и личной чести. В обществе,
подогретом оттепелью,
уже назревало
ожидание чего-то подобного песням
Окуджавы,
и закономерность его появления
афористически точно
выразил годы спустя
Давид Самойлов: "Былым защитникам
державы - нам не хватало Окуджавы.
Он
был лириком и не слишком жаловал
политизированные
стихи.
Все
ухищрения и все уловки
не дали ничего
взамен любви...
Сто раз я нажимал курок
винтовки,
а вылетали только соловьи.
Но
сам дух его поэзии, личность лирического
героя и автора -
свободного человека,
подчёркивающего свою независимость,
не могли не вызвать с самого начала
яростно враждебного
отношения всех
многочисленных охранительных инстанций.
Гитара сразу как бы встала в оппозицию
к высочайше
утверждённым в качестве
"народных инструментов" баяну и
аккордеону, бодрый рёв которых заглушал
тихие
человеческие слова. Не случайно
Белла Ахмадулина как-то на
совместном
с Окуджавой концерте спросила у партийных
функционеров:"Послушайте, что вы его
так боитесь? У него же
в руках гитара, а
не пулемёт".
В
преддверии пожара,
трубы в полночный
час
звучала бы гитара
да голос твой
не гас.
Глас
трубный не отступит,
и наши все
грехи,
конечно, не окупят
гитара и
стихи.
Но
лунная дорога
как струнный перебор,
и
правды, хоть немного,
прольётся в
разговор.
Никто
в нашей современной культуре не обладал
такой
внутренней силой нравственного
влияния, внешне совершенно
незаметной
и даже как будто принципиально не
свойственной
этому человеку и поэту.
Его патриотизм - камерный,
негромкий:
Держава!
Родина! Страна! Отечество и государство!
Не
это в душах мы лелеем и в гроб с собою
унесём,
а нежный взгляд, а поцелуй -
любови сладкое коварство,
Кривоарбатский
переулок и тихий трёп о том, о сём.
К
сожалению, жанр авторской песни, созданный
на рубеже
50-х, невозвратно уходит из
сегодняшней жизни и становится
историей.
При том, что армия КСПшников регулярно
проводит
свои шумные фестивали по всей
стране, от Курска до
Челябинска и
Норильска, собирая на них сотни участников,
но
всё же что-то неуловимо изменилось.
То, что раздаётся
сегодня со многих
эстрад под громкие звуки гитар под
эгидой
авторской песни - это уже другая
культура, к поэзии
отношения не имеющая.
"Всё глуше музыка души", - сказал
бы
о нашем времени Окуджава.
Подробнее - в моей лекции "Дежурный по апрелю".
Из писем слушателей:
Уважаемая
Наталия Максимовна! Пишу потому, что
просто
спасибо и громкие аплодисменты
слушателей как
благодарность за Ваше
безупречное служение поэзии, за
Вашу
человеческую чуткость и уважение к
личности поэтов, за
Ваш, без жонглирования
фактами биографий поэтов, анализ
творчества, дающий Вам право сказать
вашим верным
слушателям: "Истину
говорю Вам", - чрезвычайно мало. Вы
делаете меня счастливой, дарите мне
ощущение того, что со
мной поступают
честно, не лгут, не обворовывают. А такой
букет эмоций дорогого стоит!
Рассказ
Ваш об Окуджаве подарил мне воспоминания
о
времени, когда мы были молодыми. Спасибо
Вам за
драгоценную весточку из прошлого,
за волшебное
воссоздание бурлящего
времени перестройки. Читала тогда
статью
про "прораба перестройки" - муж
подсунул. Я не была
в орбите "Тантала",
но помню ощущения: недоумение и "не
верю". Теперь, после того, что я узнала
из биографии Булата
Окуджавы, застарелое
недоумение испарилось. Спасибо за
историческую правду.
Перельмутова М.В. 5.03.11.
Наталия
Максимовна! Эта лекция (об Окуджаве),
как и все
Ваши, бесподобна! Аналогов
нет! Соприкосновение биографии
Окуджавы
с историей Саратова и с историей вашей
семьи
уникально, даже особенно интересно
для жителей Саратова.
Для меня Окуджава
- это ностальгия по шестидесятым, вторая
половина. Таинственный и романтичекий
флёр этого имени.
Ребята в общежитии
пели под гитару после стройотряда... Так
что лекцию про эту, теперь и историческую
личность,о
явлении поэтов-бардов, мы
запомним и будем рассказывать
другим.
С уважением, Калинина Л. 5 марта 2011 г.