nmkravchenko (nmkravchenko) wrote,
nmkravchenko
nmkravchenko

Category:

"Бесправная песня моя"




 


11  августа 1885 года родилась София Парнок.


Жизнь моя, ломоть мой пресный!

Бесчудесный подвиг мой!

Вот я — с телом бестелесным,

с музою глухонемой...
_

Стоило ли столько зёрен

огненных перемолоть,

чтобы так убого чёрен

стал насущный мой ломоть?
_

Господи! Какое счастье

душу загубить свою,

променять вино причастья

на кастальскую струю!
_

До революции София Парнок считалась одной из ярчайших поэтесс Серебряного века. Её высоко ценили Ахматова, Брюсов, Волошин, Ходасевич.

Но в годы советской власти Парнок перестают печатать, в самый плодотворный творческий период её отлучают от читателя, вытесняют из литературы, и к середине 20-х годов уже мало кто помнил её имя. Одной из причин такого замалчивания было то, что она позволяла себе открыто говорить в стихах о том, о чём говорить было не принято, что считалось оскорблением нравственных норм. Парнок сравнивали с древнегреческой поэтессой Сафо, с которой её сближало не только духовное поэтическое родство. Как и Сафо, она всю жизнь любила женщин, это было источником вдохновения и темой многих её стихов. При этом Парнок меньше всего хотела эпатировать публику. Просто ощущала такую внутреннюю свободу, что не видела причин для камуфляжа. Лучшие стихи Софии Парнок достигают такого поэтического уровня, что не нуждаются ни в каких охранных грамотах.
_

Огромный город. Ветер. Вечер.
Во мраке треплются огни.
И ты, безумец, в первом встречном
идёшь искать себе родни.
_

Смирись, поэт, и не юродствуй,
привыкни к своему сиротству,
и окриком не тормоши
тебе не внемлющей души.
_


Прохожий, проходящий мимо!
Не радуясь и не скорбя,
куда бежишь ты, одержимый,
беглец от самого себя?
_

Кто б ни был ты, хотя бы недруг,
в душе своей, в дремучих недрах, -
мычаньем, если ты немой,
ответь, ответь на голос мой!
_   

Она писала очень умные и точные критические статьи под псевдонимом Андрей Полянин, блестящие оперные либретто, прекрасные стихи о музыке, из которых был составлен целый сборник. Но главная её тема была — любовь, страсть. И эти стихи не могут не волновать, не мучить, не тревожить, вне зависимости от того, кому они посвящены — мужчине или женщине.

_
***

Скажу ли Вам: я Вас люблю?

Нет, Ваше сердце слишком зорко.

Ужель его я утолю

любовною скороговоркой?
_

Не слово - то, что перед ним:

молчание минуты каждой,

томи томленьем нас одним,

единой нас измучай жаждой.
_

Увы, как сладостные «да»,
как все «люблю Вас» будут слабы,

мой несравненный друг, когда

скажу я, что сказать могла бы.
_

***

Измучен, до смерти замотан,

но весь — огонь, но весь — стихи, -

и вот у ног твоих он, вот он,

косматый выкормыш стихий!
_

Его, как голубка, голубишь,

подёргиваешь за вихор,

и чудится тебе: ты любишь,

как не любила до сих пор.
_

Как взгляд твой пристален и долог!

Но ты глазам своим не верь.

И помни: ни один зоолог

не знает, что это за зверь.
_

***

О, как мне этот страшный вживень выжить,

чтоб не вживался в душу, в мысли, в кровь!

Из сердца вытравить, слезами выжечь

мою болезнь, ползучий рак, любовь!
_

Бежать, бежать, бежать, глаза зажмуря!

Куда? Бог весть куда, но только прочь

от этой огненной подземной бури,

что о полночь с цепи спускает ночь!
_

***

Я, как слепая, ощупью иду

на голос твой, на теплоту, на запах...

Не заблужусь в Плутоновом саду:

где ты вошла — восток, где скрылась — запад.
_

Ну что ж, веди меня, веди, веди,

хотя б сквозь все круговороты ада

на этот смерч, встающий впереди, -

другого мне Вергилия не надо!
_

София Парнок родилась 11 августа 1885 года в Таганроге. Вот дом, где она жила.
_






Парнок гимназистка



_
Парнок 1912 года - в период её кратковременного замужества с драматургом Волькенштейном
_


Брак этот не продлился и года. Инициатива развода принадлежала Парнок, а причина — её возобновившиеся отношения со школьной подругой.

А вот как описывала её Цветаева:
_

Извилина неярких губ

капризна и слаба,

но ослепителен и уступ

Бетховенского лба.
_

Светло-коричневым кольцом

слегка оттенены,

владычествуют над лицом

глаза, как две луны...
_


_

Цветаева и Парнок познакомились в октябре 1914 года в одном из московских салонов. Марине было 22, Софии — 29. Это была что называется любовь с первого взгляда. Вот первое впечатление от их встречи, переданное Цветаевой:
_

Я помню, с каким вошли Вы

лицом, без малейшей краски,

как встали, кусая пальчик,

чуть голову наклоня.
_

И лоб Ваш властолюбивый

под тяжестью рыжей каски, -

не женщина и не мальчик,

но что-то сильней меня.
_


_

Марина говорит о предназначенности их обеих друг другу:
_

Сердце сразу сказало: «Милая!»

Всё тебе — наугад - простила я,

ничего не знав, даже имени.

О люби меня, о люби меня!
_

Платье — шёлковым чёрным панцирем,

голос с чуть хрипотцей цыганскою,

всё в тебе мне до боли нравится,

даже то, что ты не красавица!
_

Красота, не увянешь за лето!

Не цветок — стебелёк из стали ты,

злее злого, острее острого,

увезённый — с какого острова?
_

Вопрос не нуждался в ответе: остров был Лесбосом. Потом Цветаева составит цикл из 17 стихотворений, обращённых к Парнок. Она назвала его «Ошибка», что выражало её позднейшее отношение к этому эпизоду своей жизни. Но потом такое название показалось ей слишком прямым и откровенным и она заменила его более нейтральным «Подруга». Этот цикл вошёл в цветаевский сборник «Юношеские стихи», не увидевший свет при её жизни.

С. Парнок тоже посвящает стихи Цветаевой, обыграв в одном из них строку Сафо:
_

«Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою...»

Ах, одностишья стрелой Сафо пронзила меня!

Ночью задумалась я над курчавой головкою,

нежностью матери страсть в бешеном сердце сменя.
_

Мы можем только гадать и недоумевать, что заставило Марину — к тому времени уже жену и мать — ринуться навстречу этой греховной страсти.
_


_

В какой-то степени проливает свет на эту загадку стихотворение Парнок «Алкеевы строфы», обращённое к Сергею Эфрону. Иронически перефразируя строки Цветаевой «всем говорю, что у меня есть муж, что он прекрасен», она пишет:
_

И впрямь прекрасен, юноша, стройный, ты.
_

А заканчивает такими победоносными строками:
_

Адонис сам, предшественник юный мой!

Ты начал кубок, ныне вручённый мне.

К устам любимой приникая,

мыслью себя веселю печальной:
_

не ты, о юный, расколдовал её.

Дивясь на пламень этих любовных уст,

о первый, не твоё ревниво, -

имя моё помянет любовник.
_

Раньше в любви Марина искала романтики, духовного родства. Встреча с Парнок пробудила в ней страсть. Уже в первом стихотворении своего цикла «Подруга» Цветаева бросает вызов всем ханжам и хранителям устоев, отстаивая своё право на это чувство:
_

Я Вас люблю! Как грозовая туча,

над Вами грех!

За то, что Вы — язвительны и жгучи,

и лучше всех.
_

За то, что мы, что наши жизни разны

во тьме дорог,

за Ваши вдохновенные соблазны

и тёмный рок.
_

За то, что Вам, мой демон крутолобый,

скажу прости,

за то, что Вас, хоть разорвись над гробом,

уж не спасти,
_

за эту дрожь, за то, что — неужели

мне снится сон?

За эту ироническую прелесть,

что Вы — не он.
_

Всем хорошо известны песни на стихи Цветаевой из фильмов «Жестокий романс» («Под лаской плюшевого пледа...») и "Ирония судьбы" («Хочу у зеркала...»). Но мало кто знает, что эти строки адресованы Софье Парнок. Когда знаешь тайну посвящения, они воспринимаются совершенно по-иному.  


Продолжение следует

 


Tags: М.Цветаева, С.Парнок, С.Эфрон
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments