nmkravchenko (nmkravchenko) wrote,
nmkravchenko
nmkravchenko

Categories:

"О, говори хоть ты со мной..."








7 октября 1864 года умер Аполлон Григорьев — легендарно-трагическая фигура XIX столетия. Сегодня — 150 лет со дня его смерти.
_

78831896_4514961_Zakluchitelnii_kadr
_

Поэт, артист, критик, редактор, драматург, фельетонист, певец, гитарист, оратор...
_

78830052_4514961_Grigorev_v_domashnem_kostume
_

Послушайте! Вспомните...
_

http://rutube.ru/video/84df36a4a65ec7ddc134550b5e7487b8/?bmstart=1

_
Большие таланты нередко входят в нашу культуру незаметно, безымянно. Многие ли знают, что гениальную «цыганскую венгерку» («Две гитары, зазвенев...») и песню «О, говори же ты со мной...» создал Аполлон Григорьев? Обе эти замечательные вещи как бы вышли из живого фольклора и, впитав в себя личную боль и страсть автора, в фольклор же и вернулись. Их, переиначивая, сокращая и, чаще всего не вспоминая имени автора, поют уже более чем полтораста лет.

А многие ли знают — наверное, лишь пушкинисты осведомлены, что крылатая фраза «Пушкин — наше всё» тоже принадлежит Аполлону Григорьеву (она — из его статьи «Взгляд на русскую литературу после смерти Пушкина»). Ещё меньшее число специалистов знает, что Григорьев придумал такие обычные для нас выражения, как «допотопный», «мёртворождённое произведение», «лишний человек».

Личность А. Григорьева, яркая и противоречивая, как и его неординарное творчество, послужила прототипом к созданию таких образов, как Дмитрий Карамазов у Достоевского (многие его реплики напоминают григорьевские), Фёдор Протасов в «Живом трупе», где Лев Толстой использовал психологические особенности характера Аполлона, Лаврецкий в «Дворянском гнезде», которому Тургенев приписал историю личной жизни А. Григорьева, в частности, его неудачной женитьбы, а Островским с него был отчасти срисован Пётр Ильич из драмы «Не так живи, как хочется».
_

90052_640
_
Человек неуёмных страстей, Аполлон Григорьев не знал меры в любви, в дружбе, в алкоголе. Трудно найти в истории русской культуры фигуру более сложную и противоречивую. Мистик — и атеист, масон — и славянофил, чистый и честный юноша — и запойный пьяница, душевный, но безалаберный человек, добрый товарищ и — непримиримый противник, страстный фанатик убеждения, напоминающий этим Белинского — таков облик А. Григорьева, мозаично рассыпающийся на несоизмеримые элементы.

Из письма Я. Полонского к А. Островскому: «Я знал Григорьева как идеально благонравного и послушного мальчика в студенческой форме, боящегося вернуться домой после 9 вечера, и знал его как забулдыгу. Помню его неверующим ни в Бога, ни в чёрта — и в церкви молящимся до седьмого пота. Помню его как скептика и как мистика, помню его своим другом и своим врагом...»

В последние годы безалаберного поэта терзали кредиторы. Один из них в сентябре 1864 года сажает Аполлона в долговую тюрьму, откуда его выкупила генеральша Бибикова. Однако на свободе Григорьев прожил лишь несколько дней и 25 сентября (7 октября) скончался от апоплексического удара (сейчас это называется инсульт). Ему было 42 года. Смерть была мгновенной, чуть ли не с гитарой в руках.

Аполлона Григорьева похоронили на Митрофаньевском кладбище, за Варшавским вокзалом.
_

78831714_4514961_Mogila_Grigoreva
_

Сейчас это кладбище в Петербурге не существует. Прах поэта позже был перенесён на Волково кладбище.
_

78831895_4514961_Pochitateli_Grigoreva
почитатели А. Григорьева на его могиле
_

Закончить хотелось бы фразой о нём из рассказа Ю. Нагибина «Злая квинта»:

«Он ведь ни в чём края не знал. Шёл, шатаясь, падая, расшибаясь до крови, но шёл... шёл к идеалу, к последней правде...»

Подробнее здесь.

Tags: Аполлон Григорьев, день памяти, жизнь и судьба, любимое, цыганская венгерка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments