nmkravchenko (nmkravchenko) wrote,
nmkravchenko
nmkravchenko

Categories:

"Мы были музыкою мысли..."








5438fa5b243c8

_

Когда-то я задумала написать лекцию на стыке жанров: «Музыка в зеркале поэзии», назвав её пастернаковской строчкой "Мы были музыкою мысли...". Исследование, над которым я долго работала: анализ музыкального своеобразия творчества поэтов, аналогии, ассоциации поэзии конкретных авторов с конкретной музыкой. Например, звуковой ряд Цветаевой, чья музыка стиха ничего не имеет общего с музыкальной красивостью, предвосхитил нетрадиционные музыкальные направления, которые стали потом развивать Альфред Шнитке, Эдисон Денисов. Разбор стиха Мандельштама «Скрипачка», написанного под впечатлением концерта скрипачки Галины Бариновой, гастролировавшей в Воронеже в 1935 году, который даёт возможность представить всю пёструю картину того концерта, и где почти все концертные номера получили поэтическую аттестацию Мандельштама («длиннопалый Паганини», «чалый Шопен», «серьёзный Брамс»).

О стихах Ахматовой, которые были навеяны музыкой ШуманаИ мне показалось, что это огни...»), Шуберта («Пятая роза»), предпоследней сонатой Бетховена («Зов»), её малоизвестный жанр «Песенок», в том числе в её исполнении, запрещённая аж до 1970 года «Песенка» с откровенно фольклорным колоритом.

Чем отличается музыкальность Ахматовой (в её стихах музыка — это просто музыка как таковая, её реальное звучание: «звенела музыка в саду таким невыразимым горем...») от музыки сфер Блока с её мистическим налётом или от пульсирующего звукового потока Пастернака?

А «музыкальная основа» влюблённости Пастернака в Зинаиду Нейгауз, которую он «спутал» с игрой Генриха Нейгауза, приняв то состояние эйфории, наслаждения его музыкой за любовь к чужой жене? Разрушительная сила воздействия музыки на судьбу человека (были разбиты две семьи, нервный срыв Нейгауза, который какое-то время не мог играть).

А всесокрушающая сила музыки в поэме Цветаевой «Крысолов»?

А жизненная философия Бориса Поплавского, сознательно обрёкшего себя на жизнь нищего неудачника, для которого мерилом гармонии была музыка, и который считал, что неудача и неуспех — музыкальны, ибо «погибающий согласуется с духом музыки», а борьба за материальные блага и место под солнцем — антимузыкальны (нечто вроде пушкинского «служенье муз не терпит суеты»), что «мир оправдан только музыкой», понимая и употребляя это слово в том же смысле, что и Блок. Разве это неинтересно? Не менее интересно, чем рассказы о том, как поэт жил, умер и кого он любил?

Вот несколько отзывов на тот вечер, свидетельствующих о том, что он прошёл не зря:

«Ухожу я — думаю, что и все мы — с Музыкой и Поэзией в душе. Этого хватит надолго».

«Благодарю! Сказать невозможно — переполненность. Должно отстояться».
_

IMAGE_110
_

Обо всём этом и о многом другом — читать дальше...

Tags: мои вечера в библиотеке, музыка в зеркале поэзии
Subscribe

  • Командировочная душа

    Очередной рассказ из моей книги «Публичная профессия» (СГУ, 1998) _ _ Предыдущие: «Героизм»,…

  • Ещё три рассказа

    Продолжаю публиковать непридуманные рассказы из моей книги «Публичная профессия». _ _ На этот раз — три самых…

  • Впервые

    Ещё один рассказ из книги « Публичная профессия» (СГУ, 1998) _ _ Начало здесь _ Память человека очень…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Командировочная душа

    Очередной рассказ из моей книги «Публичная профессия» (СГУ, 1998) _ _ Предыдущие: «Героизм»,…

  • Ещё три рассказа

    Продолжаю публиковать непридуманные рассказы из моей книги «Публичная профессия». _ _ На этот раз — три самых…

  • Впервые

    Ещё один рассказ из книги « Публичная профессия» (СГУ, 1998) _ _ Начало здесь _ Память человека очень…