nmkravchenko (nmkravchenko) wrote,
nmkravchenko
nmkravchenko

Category:

Сверхпоэт Велимир Хлебников

Оригинал взят у nmkravchenko в Сверхпоэт Велимир Хлебников







Сегодня - 130 лет Велимиру Хлебникову
-

9 ноября 1885 года родился Велимир Хлебников.


Сегодня снова я пойду
Туда, на жизнь, на торг, на рынок,
И войско песен поведу
С прибоем рынка в поединок!
_

В этом четверостишии — не декларация, это кредо поэта, его выстраданная позиция. Современная жизнь осознавалась им как царство «приобретателей» и «изобретателей», «дворян» и «творян». Излишне говорить, на чьей стороне были его симпатии.
_

Их жизнь жестока, как выстрел.
Счёт денег их мысли убыстрил.
Чтоб слушать напев торгашей -
приделана пара ушей.
_

Противопоставление песни, поэзии и рынка, торгашества — мотив для Хлебникова постоянный. И сейчас он удивительно созвучен нашей эпохе.
Стихи его долго не издавались и были недоступны широкому читателю, который вначале лишь слышал эхо легенд о Хлебникове: гений, фантаст, шахматист слова, инженер стихотворного дела, зерно человека будущего, председатель земшара... Всё это интриговало. Личность Хлебникова — юродивого мудреца, тихого пророка, человека не от мира сего, чудака и вечного скитальца — долго заслоняла его поэзию.
Но вот в 1932 году издали 5-томное собрание сочинений Хлебникова, и читатель увидел, что это поэт трудный для восприятия: стиль его архаичен, ритм причудливо изменчив, мысль далеко не всегда ясна, много новых непривычных словообразований. Трудной для восприятия была и сама форма поэтических созданий Хлебникова. Он боролся с музыкальностью современного ему стиха (Бальмонт, Северянин) и пытался возродить жанр дидактической поэмы, использовав приёмы патетики и бурлеска, характерные для 18 века нашей словесности.
Однако все попытки описать значение Хлебникова меркнут и блёкнут перед одной какой-нибудь его строчкой, такой, как: «Песенкалесенка в сердце чужое...» Или: «Русь, ты всяпоцелуй на морозе!» И сколько таких строчек у него разбросано неожиданными подарками читателю! Некоторые из них настолько органично вошли в нашу жизнь, что мы порой забываем, что у этих строк есть автор, что они не всегда были с нами:
_

Мне мало надо! Краюшку хлеба
и каплю молока.
Да это небо,
да эти облака!
_

Круг интересов Хлебникова был чрезвычайно широк. Он занимался математикой, кристаллографией, биологией, физической химией, изучал японский язык, увлекался философией Платона и Спинозы, пробовал себя в музыке, живописи и литературе. Хлебников поставил перед собой задачу: познать страну, в которой он жил, не чувствами, а с помощью научного анализа. С этой целью он стал изучать язык как инструмент самовыражения народной души и время — первопричину исторической судьбы России. Однако этим поэт не ограничился: ему хотелось не только знать существующий язык, но и творить новый язык поэзии, не только знать прошлое, но и вывести четкие, как математические формулы, законы истории, опираясь на которые можно было бы точно предсказывать будущее. Для этого требовалось создать новую синтетическую научную дисциплину, которая объединяла бы лингвистику, математику, историю и... поэзию.

Читать дальше: http://www.liveinternet.ru/users/4514961/post192130140/
_

Эпилог
_

Похоронен поэт в крестецкой деревеньке со звеняще-песенным названием Ручьи. Здесь, 28 июня 1986 года, через 100 лет после рождения Велимира Хлебникова, на месте его захоронения был открыт памятник (скульптор В.М. Клыков), в сельском Доме Культуры – музей поэта, в котором стали ежегодно проводиться Хлебниковские чтения.
А это памятник Велимиру Хлебникову в Калмыкии, в селе Малые Дербеты.
Скульптор Степан Ботиев. 1992 год.
_
_

Памятник выполнен из бронзы, его высота - 3 м 20 см. Отсутствие пьедестала создаёт впечатление идущего по степи странника. В этой блестящей работе, удостоенной серебряной медали Российской Академии художеств, Степан Ботиев стремился создать "не только образ поэта-странника, но и скитальца духа".
_

_
музей поэта Велимира Хлебникова в Астрахани.
В этом доме (ныне ул. Свердлова, 53) родители поэта проживали
с 1914 по 1931 годы.

_
Поразительный факт: у Хлебникова не одна, а две могилы. Одна на Новодевичьем кладбище (8 участок 6 ряд), официально его прах покоится здесь, рядом с останками его матери, сестры и зятя.
_
.
_

Памятник сделал Май Митурич, сын художника Петра Митурича, женившегося на сестре Хлебникова Вере, племянник поэта. Памятник - в виде «каменной бабы» - фантасмагорический образ ужаса и смерти. Поверх надгробной плиты Маем Митуричем положена подлинная "доисторическая" каменная баба, найденная археологами на Иссык-Куле. Образ этой каменной бабы, стоящей среди степей в качестве предвестника новых тяжелых испытаний, надвигающегося несчастья, горя, смерти, - встречается в поэме Хлебникова «Ночь в окопе»:
_

Тупо животное лицо
Степной богини...
- Скажи, суровый известняк,
На смену кто войне придет?
- Сыпняк!..
Объявилась эта тетя,
Завтра мертвых не сочтете...
_

Однако сейчас доподлинно известно, что в официальной могиле прах поэта Хлебникова не лежит. Когда совершалось перезахоронение в 1960 году, хозяйка квартиры, где умер поэт, потом призналась, что нарочно указала другую, безымянную могилу. Там нашли пуговицу, взяли оттуда горсть земли и всё это символически захоронили на Новодевичьем. Всё делалось формально, торопливо, никаких документов, комиссий, актов вскрытия могилы, экспертов не было. А настоящая могила Хлебникова здесь - на кладбище в деревне Ручьи Новгородской губернии.

_

_

Надпись на камне:
_

Еще раз, еще раз,
Я для вас
Звезда.
Горе моряку, взявшему
Неверный угол своей ладьи
И звезды:
Он разобьется о камни,
О подводные мели.
Горе и вам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьетесь о камни,
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались
Надо мной.
_

_

Хлебников всегда уверял, что смерть — это не конечная станция души. Согласно его законам времени смерть — это всего лишь переходной период в едином потоке жизни, всего лишь одна из развилок дорог. Он писал: «Таким образом меняется и наше отношение к смерти: мы стоим у порога мира, когда будем знать день и час, когда мы родимся вновь, смотреть на смерть как на временное купание в волнах небытия». Сам он не раз испытывал ощущения, напоминавшие ему о прошлых жизнях, подтверждая, что смерть для него не конец, а лишь часть целой жизни.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments