nmkravchenko (nmkravchenko) wrote,
nmkravchenko
nmkravchenko

Categories:

Искусство и правда

 

 

 
11 октября 1818 года родился великий русский актёр Пров Садовский (старший), выдающийся исполнитель ролей в пьесах Александра Островского
в Малом театре.
_



_

С
начала он играл в театрах провинции ( Калуги, Рязани, Воронежа, Казани), потом по приглашению М. С. Щепкина пришёл в Малый театр.
Прова Михайловича Садовского современники называли представителем высокохудожественного реализма. Критики отмечали в нём одновременно черты нескольких амплуа: комика, простака, хара́ктерного актёра. Пров Садовский не старался смешить зрителя, держался на сцене серьёзно и достигал этим необыкновенного комизма. Большой успех приносили ему водевильные характерно-бытовые роли.
_
_


П.М. Садовский в роли Несчастливцева («Лес»)
_

В 1850-е годы Садовский играл в пьесах И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, А. Ф. Писемского. Но расцвет сатирического таланта Прова Михайловича связан с выступлениями в новом русском реалистическом репертуаре, пьесах Н. В. Гоголя и А. Н. Островского. В первых 28 постановках пьес Островского в Малом театре Садовским было исполнено 29 ролей.
_


_
П
. М. Садовский в роли Любима ТорцоваБедность не порок»)
_

Духовный облик Любима Торцова стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как новое слово в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогуЛюбим Торцов идет!» стало для них символом победы национальных начал в искусстве.
Воздействие образа Любима Торцова сказалось в творчестве Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание») и Льва Толстого (Фёдор Протасов в драме «Живой труп»). Первый исполнитель роли Любима ТорцоваПров Садовский , которому Островский посвятил эту комедию.
Этот актёр настолько сливался с образом своего героя, что, как писал Аполлон Григорьев, «иголки нельзя подпустить под эту маскутого и гляди коснешься живого тела, так срослись маска с телом». Правдивость изображения Садовский умел доводить до того, что зрителю казалось «будто перед ним стоит лицо, хорошо знакомое, которое он где-то видел, имел с ним дело и только на время забыл его фамилию». Садовский был не только сподвижником Островского, — он был как бы его соавтором, дополнявшим и углублявшим материал, данный драматургом, своими собственными наблюдениями, своим собственным знанием жизни.
В 1854 году Аполлон Григорьев напишет стихотворение «Искусство и правда», жанр которого определит как «элегия-ода-сатира». Первая часть его посвящена воспоминаниям об игре П. С. Мочалова, вторая — пьесе Островского «Бедность не порок» и образу, бесконечно близкому Григорьеву — Любиму Торцову, блистательно сыгранному Провом Садовским.

Послушайте отрывок из него в исполнении Давида Аврутова:

http://natalia-cravchenko2010.narod2.ru/-_Ljubim_Torccov.mp3






Tags: Давид Аврутов, Любим Торцов, Пров Садовский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments