nmkravchenko (nmkravchenko) wrote,
nmkravchenko
nmkravchenko

Category:

Паганини русского стиха








15 июня 2011



144 года назад родился  Константин Бальмонт.

 

    
"О, поэт пленительнейших песен..." —   писал М.Волошин об этом поэте . Секрет очарования его стихов – в их необыкновенной музыкальности, грациозности. Бальмонта называли "Паганини русского стиха". На его строчках можно было, как на нотах, проставлять музыкальные знаки. Он восхищал перезвоном своих хрустальных созвучий, околдовывал ритмами, завораживал магией неземного напева:
  

Я люблю лесные травы ароматные,
поцелуи и забавы невозвратные,
очертанья лиц мелькнувших неизвестные,
тени сказок обманувших бестелесные, –
всё, что манит и обманет нас загадкою
и навеки сердце ранит тайной сладкою.


                   

       
Влияние его на умы и души было столь велико, что в первое 10-летие 20 века все начинающие поэты были сплошь бальмонистами и бальмонистками (как сейчас –"бродкисты"), то есть перепевали и эксплуатировали его стилистические приёмы, поэтические достижения.

       Нынешним поколением стихи этого поэта почти забыты. А ведь среди них есть великолепные:

В час полночный, в чаще леса, под ущербною луной,
там, где лапчатые ели перемешаны с сосной,
я задумал, что случится в близком будущем со мной...
                                 

         Так пленительны его ритмы и образы. Так заманчиво, казалось, встретиться в жизни с женщиной, про которую у Бальмонта сказано: "У неё глаза морского цвета, у неё неверная душа..."

                 

       
Но его поэзия могла быть не только сумеречно-меланхоличной, но и яркой, язычески чувственной, эпатирующей:

Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,
из сочных гроздей венки свивать,
хочу упиться роскошным телом,
хочу одежды с тебя сорвать!

...Она отдалась без упрёка,
она целовала без слов... –

– и это тоже Бальмонт. Кто-то поморщится, посетует на недостаток вкуса, и будет прав. Многие стихи Бальмонта сейчас трудно читать без снисходительной улыбки – наивно, претенциозно, слащаво. Но тогда люди бредили этими строчками, упивались ими. Видимо, в них эпоха чувствовала наиболее полное выражение своих настроений.

     Бальмонту принадлежит своего рода рекорд: свыше полтораста его стихотворений было положено на музыку. Рахманинов, Прокофьев, Стравинский, Глиэр, Мясковский создали романсы на его стихи. Некоторые из них прозвучали на вечере в нашей библиотеке (в записи) в исполнении народной артистки И.Масленниковой, гитариста Максима Кривошеева. Демонстрировались фонограммы произведений Бальмонта в блистательном исполнении Смоктуновского и других мастеров искусств. Звучал голос дочери Бальмонта Ниники, рассказывавшей о своём отце. Рассказ о поэте сопровождался мультимедийными слайдами: редкие фотографии Бальмонта и его окружения, картины Писсаро, портреты поэта работы В.Серова, Л.Пастернака, М.Сабашниковой и других художников, иллюстрации к стихам.


                        


              Из книги отзывов Саратовской областной универсальной научной библиотеки:

На сегодняшнем вечере о Константине Бальмонте я в очередной раз насладилась симбиозом прекрасных стихов, чудесной музыки и пленительных слайдов в великолепном исполнении Наталии Кравченко и Давида Аврутова. Большое спасибо и низкий поклон за приобщение к роднику поэзии, который питает душу и сердце.

Постоянная слушательница
чудесных вечеров Наталии Кравченко -

Надежда Шаховская. 20.11.10.



Дорогая Наташа, Вы открыли для меня поэзию, таинственный и чудный мир Поэзии и Души Константина Бальмонта. Временами в его стихах слышен голос Всевышнего. Огромное спасибо Вам за Ваше подвижническое служение. Мира Вам, добра, света.

Ольга Бургон



   Летом 1915 года популярнейший в ту пору поэт Константин Бальмонт отправляется в лекционное турне по России. Путь его лежит через Дербент, Тифлис, Кутаис, Ярославль, Самару, Саратов, Уфу, Пермь, Тюмень, Омск, Екатеринбург, Вологду. 1 ноября 1915 года Бальмонт читал лекцию в Саратове.

.                          


О своих впечатлениях он пишет жене Екатерине Андреевой:

    "Я очень-очень обласкан Саратовом. После ярославских глупцов и нижегородских дураков (я был кроток и с теми и с другими) Казань и Саратов – два ярких пятна, два розовых цветника в саду". А в письме организатору вечера Бальмонта М. Букинику поэт признаётся: "Те сутки, которые я провёл в Саратове, были для меня настоящим праздником. Я видел людей, которые внимательны, умны и полны искреннего интереса к искусству. Саратовская публика, на мой взгляд, гораздо привлекательнее московской".

     Однако местная пресса новое искусство в лице Бальмонта не жаловала, и о выступлении прославленного поэта в саратовских газетах писали с иронией, переходящей в сарказм:

"Поэт Бальмонт! Как много в этом звуке для сердца декадентского слилось! Действительно... поэт даровитый, способный, и если б он мог освободиться от "вавилонского плена" декадентской чепухи, то мог бы одарить русскую литературу не одним хорошим произведением".

     Это цитата из отчёта в "Саратовском листке" о вечере нового искусства в музыкальном училище, одним из участников которого был Бальмонт. Он завершался фразой: "Сбор был огромный". Это свидетельствовало о том, что мнения рецензента и публики существенно различались.

          Подробнее обо всём этом - в моём эссе "Поэты Серебряного века в Саратове".

Tags: "Саратовский листок", Бальмонт, лето 1915 года, музыкальность стиха, поэзия, поэты серебряного века, турне по России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments