nmkravchenko (nmkravchenko) wrote,
nmkravchenko
nmkravchenko

Category:

Рекомендую

    

 
 
 
 
 

16 июня 2011

Со 2-го по 6-го июня в Лондоне проходил фестиваль русской поэзии и культуры «Пушкин в Британии» 2011. Второе место в турнире поэтов заняла наша саратовская Маргарита Борцова.


Это яркий, талантливый поэт, критик, прозаик. Я уже писала о ней в своём эссе «Каждый выбирает для себя», опубликованном на портале «Планета писателя».
       Несколько лет назад литературный журнал "Волга - 21 век", где Маргарита Борцова возглавляла отдел прозы, путём интриг, хитроумных манипуляций и наглого нахрапа, перекочевал в руки новой литературной команды. Весь прежний состав редакции был выброшен на улицу. Борцова боролась несколько лет, оправдывая свою бойцовскую фамилию, но журнал отстоять не удалось. И вот теперь - победа! Которая тем слаще, что единственное место от Саратова для поездки в Лондон, выбитое с помощью губернаторских связей местным литературным сообществом, предполагалось для другой — «своей» — поэтессы. Но несмотря на «друга Платона», истина оказалась дороже. Я от души поздравляю Маргариту с заслуженной высокой оценкой её творчества. Вот несколько  стихотворений из её конкурсной подборки:

* * *
Если скажет Бог, что не быть мне впредь,
что на сборы, мол, у него легки,
заберу с собой моих вёсен цветь
да ещё возьму про тебя стихи.

А когда припрут возле райских врат
и начнут шмонать на предмет шмотья,
эту цвети медь выдам на погляд,
а стихи затарю под сердцем я.

Потекут вприглядку, без срока схим
с плеснецою дни – хором, напоказ.
И не ты меня – заслонят стихи
от бессонных, страшных Господних глаз.

* * *
Пал без боя последний редут,
небо птичьи кроят эскадрильи.
Почему же часы всё идут?..
Мы вчера завести их забыли.

«Не сегодня... Не здесь... Переждём», –
ты солжёшь и себе не поверишь.
Отольётся свинцовым дождём
золотая осенняя ересь.

Кто же спросит теперь: «Как дела?»
в час, когда просыпаются звезды.
Извини, что простить не смогла.
Извини, что прощать уже поздно...

* * *
Вновь любовь наша ярым семенем,
от земли очищая рот,
выползает из рва расстрельного
и ещё – погляди! – живёт.

Заливали водой, а теплится.
Гвозди тело прожгли её,
ну а ей, бедолаге, терпится,
а она – на кресте – поёт.

В ночь бессменную ей не верится:
к носу три – и зиме конец.
А земля-то, как прежде, вертится,
и в скворечник спешит скворец.

Жёсткая, порой жестокая к себе поэзия,  которая не боится чёрных бездн отчаянья, не боится заглянуть в себя, в свои потайные шкафы в поисках скелетов, не боится правды и боли. Она наполняет нас леденящей, но очищающей тоской, приоткрывая перед нами иной, недоступный для многих уровень духовного существования.
Счастья тебе, Маргарита!


И ещё одна рекомендация. Недавно открыла для себя замечательного автора в ЖЖ: Александру Созонову из Санкт-Петербурга.


Мне близко то, что она пишет: и записи в журнале, всегда задевающие за живое, вызывающие большой резонанс, и тонкие, умные, глубокие эссе. Но особенно сильное впечатление произвёл её психологический роман «Nevermore» (повесть о любви и о смерти) — о самоубийствах в молодёжной среде, основанный на реальных событиях и узнаваемых прототипах.  
Каждая глава заканчивается маленьким кусочком пьесы, которую ставит сама жизнь. Сцена - сетевой форум (реальный, но уже уничтоженный), где общаются молодые люди, собирающиеся покончить с собой. Диалоги документальны. Несмотря на мрачную тему и отдельные мистические ноты, финал светлый, катарсионный. Цитирую начало:
 «Что такое жизнь на пределе, на вечном выдохе без возможности вздохнуть? Я хорошо поняла это за три месяца своего ада.
 Мягкие и чуть колкие, как ворс, волосы так податливы под моей рукой. Ледяной лоб идеально ложится под форму моей ладони.
 Какова она, твоя боль?
 "Хочется закрыть глаза, зажать голову коленями и кричать ультразвуком от этой муки..."
 Моя боль не такая - она обыденнее, проще. В ней нет высот полета на раскаленных, на оголенных нервах. Она не истерична - но тянет, тянет... и я, как и ты, не могу вздохнуть.»
Восхищает язык автора: выпуклые, зримые, ощутимые слова, напоминающие своей образностью стихотворения в прозе:
«Питер весной похож на ободранного котенка грязно-кремового цвета. Множество площадей разинуты в жалобном мяуканье. Заспанные, запорошенные мусором и слезящиеся талым снегом парки и скверики. Он стоит на дрожащих лапах своих мостов и, кажется, - вот-вот рухнет в черную воду. И Нева поглотит его полностью, а потом сыто облизнется своим льдистым языком...»
 Ощущение от прочтения в целом: тяжело, остро. Содержание — нет слов, одна боль. Несмотря на  просвет в конце тоннеля. Может быть, потому что и у меня в жизни было такое. Но -  с трагическим финалом. Об этом — здесь.
Несмотря на то, что обе из рекомендуемых мной авторов — совершенно разные и даже в чём-то — полярные друг другу, их  объединяет главное: способность мучительно чувствовать страдания мира и людей, глубокий уровень их осмысления, трагическое и просветлённое ощущение жизни. Марсель Пруст считал, что дарование людей боли — глубже и сильнее талантов здоровья, их дешёвого жизнелюбия, которое не оплачено ни горечью, ни душевною мукой, и оттого немногого стоит. А Ортега-и-Гассет писал, что жизнь представляется ему в виде кораблекрушения: взмахи рук тонущего человека — это и есть культура, во взгляде этого человека — вся правда жизни.

 

Tags: Александра Созонова, Маргарита Борцова, боль, рекомендация, роман, самоубийство, стихи, страдания, трагизм, турнир поэтов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments