Category: музыка

Category was added automatically. Read all entries about "музыка".

Вот так она придёт за мной...

Оригинал взят у nmkravchenko в "Вот так она придёт за мной..."






Сегодня — день памяти Софии Парнок, уникальной поэтессы Серебряного века, подруги и адресатки Марины Цветаевой.
Впрочем, она вполне самодостаточна и самоценна сама по себе.
_

348082_original
_
У Софии Парнок есть потрясающий сонет о смерти, где она высмеивает романтические штампы, с которыми принято было описывать приход смерти. Она-то знала, как грубо, беспощадно, а главное, некрасиво разделывается с нами жизнь, и была убеждена, что смерть придёт за ней не такой, какой обычно изображают её в стихах поэты:
_

Вот так она придёт за мной
не музыкой, не ароматом,
не демоном темно-крылатым,
не вдохновенной тишиной, –
а просто – пёс завоет, или
взовьётся взвизг автомобиля,
и крыса прошмыгнёт в нору.
Вот так! Не добрая, не злая,
под эту музыку жила я,
под эту музыку умру.
_

Примерно так это и произошло 26 августа 1933 года в селе Каринском под Москвой, куда София поехала с подругой на лето.
Ей было 48. Столько же, сколько Цветаевой, когда та повесилась.
Похоронена в Москве на немецком кладбище в Лефортово.
_

348181_original
_
Не придут, и не всё ли равно мне, -
вспомнят в радости или во зле?
Под землёй я не буду бездомней,
чем была я на этой земле.


Ветер, плакальщик мой ненаёмный,
надо мной вскрутит снежную муть...
О печальный, далёкий мой, тёмный,
мне одной предназначенный путь!
_

348466_original
_
А вот это стихотворение Софии Парнок звучит как прощание и как завещание всем нам, потомкам:
_

Бог весть, из чего вы сотканы,
Вам этот век под стать.
Воители!.. А все-таки,
А все-таки будут отроки,
Как встарь, при луне мечтать.


И вздрагивать от музыки, -
От знойных наплывов тьмы,
И тайно водиться с музами,
И бредить, как бредили мы.


Для них-то, для этих правнуков, -
Для тех, с кем не свижусь я,
Вот эта моя бесправная,
Бесприютная песня моя.
_
_
parnok_sofya_5

Полностью читайте здесь.

"Бесправная песня моя"

Оригинал взят у nmkravchenko в "Бесправная песня моя"






Завтра, 11 августа - 130 лет со дня рождения Софии Парнок
_

11 августа 1885 года родилась София Парнок.
_

0_120f3_3bb2522f_XL

_
Огромный город. Ветер. Вечер.
Во мраке треплются огни.
И ты, безумец, в первом встречном
идёшь искать себе родни.
_

Смирись, поэт, и не юродствуй,
привыкни к своему сиротству,
и окриком не тормоши
тебе не внемлющей души.
_

Прохожий, проходящий мимо!
Не радуясь и не скорбя,
куда бежишь ты, одержимый,
беглец от самого себя?
_

Кто б ни был ты, хотя бы недруг,
в душе своей, в дремучих недрах,
мычаньем, если ты немой,
ответь, ответь на голос мой!
_

Вот небольшой фрагмент телепередачи о моём первом вечере в библиотеке, посвящённом Софии Парнок:





А это 40-минутная передача, подготовленная мной о ней тогда же:






О Софии Парнок я рассказывала здесь:

Часть первая: http://nmkravchenko.livejournal.com/22741.html

Часть вторая: http://nmkravchenko.livejournal.com/23441.html

Часть третья: http://nmkravchenko.livejournal.com/23782.html

Часть четвёртая: http://nmkravchenko.livejournal.com/23876.html

"Эта чёрная музыка Блока..."

Оригинал взят у nmkravchenko в "Эта чёрная музыка Блока..."









86615375_4514961_stoyal_pod_oknom
_
7 августа 1921 года умер Александр Блок.
_

_original

У каждого из нас свой Блок. Нет единого Блока. Существует столько Блоков, сколько книг о нём. Блок А. Белого, скорбный и мятежный, как Врубелевский Демон, ничего не имеет общего с Блоком М. Бекетовой, благополучным буржуазным господином, Блок холодноватой Гиппиус и Блок восторженной Цветаевой, Блок К. Чуковского, Н. Бердяева, В. Орлова, А. Якобсона — всё это совершенно разные портреты одного человека. Это как прикосновение к органу, в котором таится неисчислимое количество звуков.
_

86614827_4514961_ya_ne_malchik
_
В ночи, когда уснёт тревога
и город скроется во мгле -
о, сколько музыки у Бога,
какие звуки на земле!.. -
_

восторженно писал поэт. А мне всегда хочется произнести: « о, сколько музыки у Блока!» Цитировать его стихи, говорить о нём можно бесконечно. У меня было несколько эссе о Блоке, в которых затрагивались разные стороны его творчества и разные пласты его жизни. Предлагаю их вашему вниманию:
_

«Эта чёрная музыка Блока...»: http://nmkravchenko.livejournal.com/20139.html
_

«Дочь Блока»: http://nmkravchenko.livejournal.com/20260.html
_

"Была ты всех ярче, верней и прелестней...":http://nmkravchenko.livejournal.com/94756.html
_

«Правда жизни и правда поэзии»: http://www.liveinternet.ru/users/4514961/post210405798/
_

«Самое дорогое»: http://nmkravchenko.livejournal.com/85373.html

Счастье не такое, как у всех









0_9b35f_6a308796_XL


_
Все счастливые семьи похожи друг на друга

                                                         Л. Толстой
_

***

Позабыла, что такое смех.
Всё в слезах окно.
Счастье не такое как у всех.
Горькое оно.


Прячется под крышками кастрюль,
хочет угостить,
и порой бывает, тех пилюль
нечем подсластить.


Я варюсь, варюсь, варюсь, варюсь
в собственном соку,
я борюсь, борюсь, борюсь, борюсь
и гоню тоску.


Крошек поднасыплю воробью.
Подновлю наряд.
Вдребезги тарелку разобью.
К счастью, говорят.


Сыплет с неба снежною крупой,
но тепла постель,
где в своей тарелке мы с тобой,
под защитой стен.


Ты плюс я равняется семья.
Вопреки судьбе
затыкаю щель небытия
нежностью к тебе.


_

***

Поскрипывает мебель по ночам.
Судьбы постскриптум...
Как будто ангел где-то у плеча
настроит скрипку...


Как будто лодка с вёслами сквозь сон
по водной зыби...
Тьма горяча, смешай коктейль времён
и тихо выпей.


И выплыви к далёким берегам
из плена тлена...
Сам Сатана не брат нам будет там,
Стикс по колено.


Скрипач на крыше заставляет быть,
взяв нотой выше.
Ведь что такое в сущности любить?
Лишь способ выжить.


_

***

Голубь стучится клювом в окно.
Я насыпаю птице пшено.
Так вот и я, тетеря,
стучалась в закрытые двери.


Крыльями билась в чужое окно,
но тем, кто внутри, было всё равно.
Билась, теряла перья,
силы, года, доверье.


Но никто не открыл.
Иль не хватило крыл?


_

***

Гляжу в окна распахнутое око,
а между рам колотится оса.
И выход близок — форточка под боком,
но недоступны глупой небеса.


Вот так и я с безумием де Сада
бьюсь головой, не ведая пути,
а Бог со стороны глядит с досадой:
ну вот же выход, дурочка, лети!


Большое видится на расстояньи.
Вблизи ты неразумен, как дитя.
Мы тратим жизнь на противостоянье,
а ларчик открывается шутя.
_

Певец петербургской богемы

Оригинал взят у nmkravchenko в Певец петербургской богемы





1 марта 1936 года умер Михаил Кузмин, русский поэт Серебряного века, прозаик, переводчик, композитор.
_

_

Read more...

"Мы были музыкою мысли..."








5438fa5b243c8

_

Когда-то я задумала написать лекцию на стыке жанров: «Музыка в зеркале поэзии», назвав её пастернаковской строчкой "Мы были музыкою мысли...". Исследование, над которым я долго работала: анализ музыкального своеобразия творчества поэтов, аналогии, ассоциации поэзии конкретных авторов с конкретной музыкой. Например, звуковой ряд Цветаевой, чья музыка стиха ничего не имеет общего с музыкальной красивостью, предвосхитил нетрадиционные музыкальные направления, которые стали потом развивать Альфред Шнитке, Эдисон Денисов. Разбор стиха Мандельштама «Скрипачка», написанного под впечатлением концерта скрипачки Галины Бариновой, гастролировавшей в Воронеже в 1935 году, который даёт возможность представить всю пёструю картину того концерта, и где почти все концертные номера получили поэтическую аттестацию Мандельштама («длиннопалый Паганини», «чалый Шопен», «серьёзный Брамс»).

О стихах Ахматовой, которые были навеяны музыкой ШуманаИ мне показалось, что это огни...»), Шуберта («Пятая роза»), предпоследней сонатой Бетховена («Зов»), её малоизвестный жанр «Песенок», в том числе в её исполнении, запрещённая аж до 1970 года «Песенка» с откровенно фольклорным колоритом.

Чем отличается музыкальность Ахматовой (в её стихах музыка — это просто музыка как таковая, её реальное звучание: «звенела музыка в саду таким невыразимым горем...») от музыки сфер Блока с её мистическим налётом или от пульсирующего звукового потока Пастернака?

А «музыкальная основа» влюблённости Пастернака в Зинаиду Нейгауз, которую он «спутал» с игрой Генриха Нейгауза, приняв то состояние эйфории, наслаждения его музыкой за любовь к чужой жене? Разрушительная сила воздействия музыки на судьбу человека (были разбиты две семьи, нервный срыв Нейгауза, который какое-то время не мог играть).

А всесокрушающая сила музыки в поэме Цветаевой «Крысолов»?

А жизненная философия Бориса Поплавского, сознательно обрёкшего себя на жизнь нищего неудачника, для которого мерилом гармонии была музыка, и который считал, что неудача и неуспех — музыкальны, ибо «погибающий согласуется с духом музыки», а борьба за материальные блага и место под солнцем — антимузыкальны (нечто вроде пушкинского «служенье муз не терпит суеты»), что «мир оправдан только музыкой», понимая и употребляя это слово в том же смысле, что и Блок. Разве это неинтересно? Не менее интересно, чем рассказы о том, как поэт жил, умер и кого он любил?

Вот несколько отзывов на тот вечер, свидетельствующих о том, что он прошёл не зря:

«Ухожу я — думаю, что и все мы — с Музыкой и Поэзией в душе. Этого хватит надолго».

«Благодарю! Сказать невозможно — переполненность. Должно отстояться».
_

IMAGE_110
_

Обо всём этом и о многом другом — читать дальше...

"О, говори хоть ты со мной..."








7 октября 1864 года умер Аполлон Григорьев — легендарно-трагическая фигура XIX столетия. Сегодня — 150 лет со дня его смерти.
_

78831896_4514961_Zakluchitelnii_kadr
_

Поэт, артист, критик, редактор, драматург, фельетонист, певец, гитарист, оратор...
_

78830052_4514961_Grigorev_v_domashnem_kostume
_

Послушайте! Вспомните...
_

http://rutube.ru/video/84df36a4a65ec7ddc134550b5e7487b8/?bmstart=1

_
Большие таланты нередко входят в нашу культуру незаметно, безымянно. Многие ли знают, что гениальную «цыганскую венгерку» («Две гитары, зазвенев...») и песню «О, говори же ты со мной...» создал Аполлон Григорьев? Обе эти замечательные вещи как бы вышли из живого фольклора и, впитав в себя личную боль и страсть автора, в фольклор же и вернулись. Их, переиначивая, сокращая и, чаще всего не вспоминая имени автора, поют уже более чем полтораста лет.

А многие ли знают — наверное, лишь пушкинисты осведомлены, что крылатая фраза «Пушкин — наше всё» тоже принадлежит Аполлону Григорьеву (она — из его статьи «Взгляд на русскую литературу после смерти Пушкина»). Ещё меньшее число специалистов знает, что Григорьев придумал такие обычные для нас выражения, как «допотопный», «мёртворождённое произведение», «лишний человек».

Личность А. Григорьева, яркая и противоречивая, как и его неординарное творчество, послужила прототипом к созданию таких образов, как Дмитрий Карамазов у Достоевского (многие его реплики напоминают григорьевские), Фёдор Протасов в «Живом трупе», где Лев Толстой использовал психологические особенности характера Аполлона, Лаврецкий в «Дворянском гнезде», которому Тургенев приписал историю личной жизни А. Григорьева, в частности, его неудачной женитьбы, а Островским с него был отчасти срисован Пётр Ильич из драмы «Не так живи, как хочется».
_

90052_640
_
Человек неуёмных страстей, Аполлон Григорьев не знал меры в любви, в дружбе, в алкоголе. Трудно найти в истории русской культуры фигуру более сложную и противоречивую. Мистик — и атеист, масон — и славянофил, чистый и честный юноша — и запойный пьяница, душевный, но безалаберный человек, добрый товарищ и — непримиримый противник, страстный фанатик убеждения, напоминающий этим Белинского — таков облик А. Григорьева, мозаично рассыпающийся на несоизмеримые элементы.

Из письма Я. Полонского к А. Островскому: «Я знал Григорьева как идеально благонравного и послушного мальчика в студенческой форме, боящегося вернуться домой после 9 вечера, и знал его как забулдыгу. Помню его неверующим ни в Бога, ни в чёрта — и в церкви молящимся до седьмого пота. Помню его как скептика и как мистика, помню его своим другом и своим врагом...»

В последние годы безалаберного поэта терзали кредиторы. Один из них в сентябре 1864 года сажает Аполлона в долговую тюрьму, откуда его выкупила генеральша Бибикова. Однако на свободе Григорьев прожил лишь несколько дней и 25 сентября (7 октября) скончался от апоплексического удара (сейчас это называется инсульт). Ему было 42 года. Смерть была мгновенной, чуть ли не с гитарой в руках.

Аполлона Григорьева похоронили на Митрофаньевском кладбище, за Варшавским вокзалом.
_

78831714_4514961_Mogila_Grigoreva
_

Сейчас это кладбище в Петербурге не существует. Прах поэта позже был перенесён на Волково кладбище.
_

78831895_4514961_Pochitateli_Grigoreva
почитатели А. Григорьева на его могиле
_

Закончить хотелось бы фразой о нём из рассказа Ю. Нагибина «Злая квинта»:

«Он ведь ни в чём края не знал. Шёл, шатаясь, падая, расшибаясь до крови, но шёл... шёл к идеалу, к последней правде...»

Подробнее здесь.

"Вот так она придёт за мной..."







Сегодня — день памяти Софии Парнок, уникальной поэтессы Серебряного века, подруги и адресатки Марины Цветаевой.
Впрочем, она вполне самодостаточна и самоценна сама по себе.
_

348082_original
_
У Софии Парнок есть потрясающий сонет о смерти, где она высмеивает романтические штампы, с которыми принято было описывать приход смерти. Она-то знала, как грубо, беспощадно, а главное, некрасиво разделывается с нами жизнь, и была убеждена, что смерть придёт за ней не такой, какой обычно изображают её в стихах поэты:
_

Вот так она придёт за мной
не музыкой, не ароматом,
не демоном темно-крылатым,
не вдохновенной тишиной, –
а просто – пёс завоет, или
взовьётся взвизг автомобиля,
и крыса прошмыгнёт в нору.
Вот так! Не добрая, не злая,
под эту музыку жила я,
под эту музыку умру.
_

Примерно так это и произошло 26 августа 1933 года в селе Каринском под Москвой, куда София поехала с подругой на лето.
Ей было 48. Столько же, сколько Цветаевой, когда та повесилась.
Похоронена в Москве на немецком кладбище в Лефортово.
_

348181_original
_
Не придут, и не всё ли равно мне, -
вспомнят в радости или во зле?
Под землёй я не буду бездомней,
чем была я на этой земле.


Ветер, плакальщик мой ненаёмный,
надо мной вскрутит снежную муть...
О печальный, далёкий мой, тёмный,
мне одной предназначенный путь!
_

348466_original
_
А вот это стихотворение Софии Парнок звучит как прощание и как завещание всем нам, потомкам:
_

Бог весть, из чего вы сотканы,
Вам этот век под стать.
Воители!.. А все-таки,
А все-таки будут отроки,
Как встарь, при луне мечтать.


И вздрагивать от музыки, -
От знойных наплывов тьмы,
И тайно водиться с музами,
И бредить, как бредили мы.


Для них-то, для этих правнуков, -
Для тех, с кем не свижусь я,
Вот эта моя бесправная,
Бесприютная песня моя.
_
_
parnok_sofya_5

Полностью читайте здесь.

"О, говори хоть ты со мной..."







28 июля 1822 года родился Аполлон Григорьев —
легендарно-трагическая фигура XIX столетия.
_

89659_640
_

Послушайте! Вспомните...
http://rutube.ru/video/84df36a4a65ec7ddc134550b5e7487b8/?bmstart=1


Поэт, артист, критик, редактор, драматург, фельетонист, певец, гитарист, оратор...
Большие таланты нередко входят в нашу культуру незаметно, безымянно. Многие ли знают, что гениальную «цыганскую венгерку» («Две гитары, зазвенев...») и песню «О, говори же ты со мной...» создал Аполлон Григорьев? Обе эти замечательные вещи как бы вышли из живого фольклора и, впитав в себя личную боль и страсть автора, в фольклор же и вернулись. Их, переиначивая, сокращая и, чаще всего не вспоминая имени автора, поют уже более чем полтораста лет.
А многие ли знают — наверное, лишь пушкинисты осведомлены, что крылатая фраза «Пушкин — наше всё» тоже принадлежит Аполлону Григорьеву (она — из его статьи «Взгляд на русскую литературу после смерти Пушкина»). Ещё меньшее число специалистов знает, что Григорьев придумал такие обычные для нас выражения, как «допотопный», «мёртворождённое произведение», «лишний человек».
Личность А. Григорьева, яркая и противоречивая, как и его неординарное творчество, послужила прототипом к созданию таких образов, как Дмитрий Карамазов у Достоевского (многие его реплики напоминают григорьевские), Фёдор Протасов в «Живом трупе», где Лев Толстой использовал психологические особенности характера Аполлона, Лаврецкий в «Дворянском гнезде», которому Тургенев приписал историю личной жизни А. Григорьева, в частности, его неудачной женитьбы, а Островским с него был отчасти срисован Пётр Ильич из драмы «Не так живи, как хочется».
_

90052_640
_
Человек неуёмных страстей, Аполлон Григорьев не знал меры в любви, в дружбе, в алкоголе. Трудно найти в истории русской культуры фигуру более сложную и противоречивую. Мистик — и атеист, масон — и славянофил, чистый и честный юноша — и запойный пьяница, душевный, но безалаберный человек, добрый товарищ и — непримиримый противник, страстный фанатик убеждения, напоминающий этим Белинского — таков облик А. Григорьева, мозаично рассыпающийся на несоизмеримые элементы.
Из письма Я. Полонского к А. Островскому: «Я знал Григорьева как идеально благонравного и послушного мальчика в студенческой форме, боящегося вернуться домой после 9 вечера, и знал его как забулдыгу. Помню его неверующим ни в Бога, ни в чёрта — и в церкви молящимся до седьмого пота. Помню его как скептика и как мистика, помню его своим другом и своим врагом...»

Читайте дальше...

Улицы детства







1 июня - международный день защиты детей.


1

_

Где-то есть город тихий, как сон,
Пылью тягучей по грудь занесен.
В медленной речке вода, как стекло.
Где-то есть город, в котором тепло.
Наше далекое детство там прошло...
_

Вспомнилась старая песня, которую пела Пьеха. В этот день хочется хоть на миг вернуться в этот сказочный город, в эту волшебную страну, откуда все мы родом. Я попыталась это сделать в своих непридуманных рассказах:
_

«Детство моё, постой...»: http://nmkravchenko.livejournal.com/173543.html
_

2



«Улицы детства»: http://www.liveinternet.ru/users/4514961/post278251360/


3



«Героизм»: http://www.liveinternet.ru/users/4514961/post256347829/


4